Живопись. Описание, история, техники, жанры.

Живопись. Описание, история, техники, жанры.

Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

Существует пять видов живописи: станковая, монументальная, декоративная, театрально-декоративная, миниатюрная. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т. д.). Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон. В прошлом широко применялись деревянные доски, могут использоваться любые плоские материалы.

Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска). В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой. Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, поэтому применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке — секко, позднее росписи выполнялись малоподходящими для монументальной живописи масляными красками.

Цветные изображения на бумаге (акварель, гуашь, пастель и др.) формально (например, по месту в коллекции) относят к графике, но эти произведения часто рассматриваются и как живописные. Все другие способы цветного изображения относятся к графике, в том числе и изображения, созданные с помощью компьютерных технологий.

Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, полотно, обработанные поверхности стен и т. д.

Существует также узкая трактовка термина живопись как работ, выполненных масляными красками на холсте, картоне, оргалите и других подобных материалах.

История живописи

Пещерная живопись; Петроглифы. Искусство Древнего Египта. Крито-микенская культура. Вазопись Древней Греции. Иконопись. Живопись эпохи Возрождения (Ренессанс): Тициан, Леонардо да Винчи и др. Реформаторы: Дюрер, Босх, Рембрандт и др.

Живопись XVIII века: Живопись барокко: Караваджо, Классицизм: Пуссен (основатель Французского классицизма), Рубенс; Сентиментализм и др.

Живопись XIX века: Романтизм, Реализм: Гойя, барбизонцы; Импрессионизм: Сезанн, Сёра; Постимпрессионизм: Ван Гог, Гоген, Тулуз-Лотрек; модерн, символизм: Эдвард Мунк; примитивизм и др.

Живопись XX века: Соцреализм; Авангардизм: модернизм, экспрессионизм, абстракционизм, фовизм, кубизм, футуризм, супрематизм, сюрреализм, фантастический реализм, виженари арт, поп-арт, граффити и др.

Техники живописи

Долгое время считалось, что история живописи маслом ведет свой отсчет с XV века, а её родоначальником был нидерландский художник Ян ван Эйк. Джорджо Вазари, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» назвал ван Эйка изобретателем масляной живописи, позднее это утверждение повторил Карел ван Мандер. Благодаря искусствоведу И. Мериме мнение о ван Эйке, как о первооткрывателе живописи маслом, распространилось в специальной литературе. Однако неизвестно ни одного свидетельства современников художника, что именно он был изобретателем нового метода. Художники и Северной, и Южной Европы работали масляными красками задолго до ван Эйка.

Масляная краска получается в результате соединения красящего пигмента с льняным маслом. В качестве разбавителя используется пинен, уайт-спирит и другие растворители масел. Для ускорения высыхания применяют разбавительные лаки (например, пихтовый). Красочный слой в зависимости от толщины может сохнуть от двух-трех дней до нескольких месяцев. При этом окончательная полимеризация молекул затягивается на десятки лет.

Масляная живопись требует использования специального грунта. Обычно он состоит из двух частей — нижних двух клеевых слоев (рыбий клей, желатин), предотвращающих проникновение масла в холст или дерево и последующее гниение и трех-пяти верхних слоев — для улучшения адгезии, то есть соединения краски с грунтом, в состав которых обычно входит клей, мел, глицерин. Для работы с масляной краской используют щетинные, колонковые и синтетические кисти, а также другие инструменты — мастихины, шпатели.

После высыхания масляной краски картина может быть покрыта покрывным лаком (например, фисташковым, акриловым). Это делается как для защиты красочного слоя, так и для равномерности отражающего блеска её поверхности.

Техники живописи бывают такие: темпера; эмаль; гуашь; пастель; тушь; живопись по штукатурке, фреска; граттаж; гризайль; карнация; лессировка; пуантилизм; сграффито; сфумато; клеевая живопись; восковая живопись: энкаустика, восковая темпера и холодный способ (восковые краски на скипидаре); живопись керамическими красками; живопись силикатными красками; акварельная живопись; сухая кисть; акрил; смешанная техника.

Жанры живописи

Жанры живописи совершенно разнообразны. Среди них: портреты, пейзажи, марина (морские виды), историческая живопись, батальная живопись, натюрморты, жанровая живопись, архитектурная, живопись на религиозные темы, анималистическая живопись и декоративная.

Цитаты художников

Увидел — и запало в душу, и через кисть проявилось на холст. Это живопись. И то же самое — любовь. Сальвадор Дали

Вдохновение, когда оно приходит ко мне, застает меня за работой. Пабло Пикассо

Да вырастут крылья у твоего карандаша, Чтобы вознести тебя к высотам хорошего рисования. Эндрю Лумиccite>

Живопись в картинах наших художников

Приглашаем Вас в залы художественной галереи нашего Дома Художника. Вы найдете у нас много картин по этому направлению, а также сможете выбрать картину себе по душе и приобрести её, или заказать картину так, как Вы бы хотели её видеть. Ждем Вас у нас. Добро пожаловать!